Прокуратура г. Иркутска информирует: о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию
19.05.2020
Информация, которая распространяется посредством средств массовой информации, рекламной продукции, электронных и компьютерных игр, кино-, видео-, иных аудиовизуальных сообщений и материалов может оказывать на подростков негативное влияние, побуждать их к рискованному, агрессивному, жестокому, антиобщественному поведению.
Нормы, которые регламентируют права несовершеннолетних в рассматриваемой сфере содержатся в Федеральных законах «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ, «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 N 436-ФЗ (далее - Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ), «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ, «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ и Законе РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации».
Также положения о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от информации, отрицающей семейные ценности содержатся и в Законе Иркутской области "Об отдельных мерах по защите детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие, в Иркутской области" от 05.03.2010 г. № 7-03.
Согласно Федеральному закону от 29.12.2010 N 436-ФЗ к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:
1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, либо жизни и (или) здоровью иных лиц, либо направленная на склонение или иное вовлечение детей в совершение таких действий;
2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
3.1) содержащая изображение или описание сексуального насилия;
4) отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
5) оправдывающая противоправное поведение;
6) содержащая нецензурную брань;
7) содержащая информацию порнографического характера;
8) о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и
видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.
К информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, относится информация:
1) представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия), преступления или иного антиобщественного действия;
2) вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;
3) представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;
4) содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.
Федеральным законом от 01.05.2019 № 93-ФЗ, вступившем в силу 29.10.2019, внесены изменения в Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Внесенными изменениями на организаторов зрелищных мероприятий (включая демонстрацию фильмов при кино и видеообслуживании), посредством которых демонстрируется информационная продукция, содержащая информацию, запрещенную для распространения среди детей, возложена обязанность не допускать на такие мероприятия лиц, не достигших 18 лет.
Лицо, непосредственно осуществляющее реализацию входных билетов, приглашений и иных документов или лицо, контролирующее проход на такое зрелищное мероприятие, наделено правом потребовать документ, удостоверяющий личность в случае возникновения сомнения в достижении лицом совершеннолетия.
Кроме того, при размещении анонсов фильмов, содержащих информацию, запрещенную для распространения среди детей, установлен запрет использования фрагментов, указанных фильмов перед началом демонстрации фильма при кино и видеообслуживании.
Нововведениями установлен запрет на продажу, аренду, а также выдачу из фондов общедоступных библиотек информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для распространения лицам, младше 18 лет. В связи с этим, продавцы и библиотекари обязаны удостовериться в совершеннолетии лица, которому реализуется информационная продукция.
Федеральным законом также установлен запрет на продажу посредством автоматов информационной продукции, содержащей сведения, запрещенные к распространению среди детей.
Нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, в силу статьи 22 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ влечет ответственность в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
Согласно Уголовному кодексу РФ уголовно наказуемыми являются деяния, связанные с распространением и оборотом порнографических материалов.
Статьей 6.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа за нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.